ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
Владимирская Земская Женская гимназия
Вопрос об открытии в губернском городе женского среднего учебного заведения ставился неоднократно на всех уровнях с сороковых годов прошлого века. В 1845 г. владимирское дворянство предложило учредить женский институт и неоднократно возвращалось к этому вопросу, пока 1 апреля 1861 г. не последовало Высочайшее соизволение на учреждение во Владимире вместо института женского училища 1 разряда, с подчинением, «за неполучением оным пособия от ведомства учреждений Императрицы Марии, Министерству народного просвещения». В 1866 г. Владимирское дворянство отложило учреждение женского училища, так как в городе было открыто женское училище 2 разряда с ежегодным пособием от города в 1500 рублей, закрытое, в связи с организацией гимназии, решением общественного схода домовладельцев г. Владимира летом 1870 г.
С 1867 вопросом об открытии женской гимназии или института стали заниматься земские учреждения. К этому времени Владимирская губерния оказалась единственной из 8 губерний, входящих в Московский учебный округ, не имеющей среднего женского учебного заведения. Организационными вопросами занялась комиссия под началом А. П. Смирнова.
Первое заседание комиссии состоялось 7 января 1869 г. Очередная попытка отнести гимназию в ведомство учреждений императрицы Марии оказалась безуспешной. Чиновники ведомства в ответе на имя губернского предводителя дворянства графа Н.П.Апраксина выразили опасение, что впоследствии земство будет просить деньги на содержание гимназии у ведомства, которое и так испытывает финансовые затруднения.
В связи с тем, что в гимназию могло быть преобразовано только училище 1 разряда, в июне существующее женское училище было переведено из 2 в 1 разряд.
Практически все расходы по содержанию гимназии легли на земство. Здание, в котором находилась гимназия и сейчас находится средняя школа №1, построенное в 30-е годы прошлого века, было выкуплено за 17 тысяч рублей у владимирского дворянства земством и перешло в его собственность по купчей крепости с июня 1870 г. В её составе: каменного двухэтажного дома, при нем 2-х одноэтажный каменных флигеля и 2 деревянных с надворными строениями. При доме был плодовый сад.
|
Летом приступили к внутренней перестройке главного здания и флигелей, работы велись под наблюдением губернского архитектора Н.А. Артлебена. В одном из флигелей разместили квартиру начальницы гимназии, в другом - 2-х надзирательниц, но вскоре, из-за нехватки учебных классов, в этом флигеле был размещен приготовительный класс, затем физический кабинет и библиотека. В подвальных помещениях были сделаны квартиры для прислуги.
После завершения ремонта, 22 октября 1870 года, в торжественной обстановке, была открыта гимназия в составе 4- х классов - первое в губернии среднее общеобразовательное женское учебное заведение, содержащееся на средства земства с пособиями от города и Министерства народного просвещения, а также на проценты от капитала, собранного по подписке, которая проводилась в 1871-1872 году, частных пожертвований и других сумм.
Гимназия состояла в главном ведении попечителя Московского учебного округа. Начальник губернии - почетный попечитель гимназии. По положению, при гимназии был избран попечительный совет. В число членов попечительного совета входила попечительница гимназии, которая утверждалась Императрицей.
|
Николаев Петр Иванович – 1815 – 1879гг. – благотворитель. Из семьи землевладельцев. Получил образование в благородном пансионе при Московском университете. В 1870 – 1878 – занимал пост председателя Владимирской губернской земской управы. Сыграл огромную роль в организации и становлении женской гимназии. П.И. оставил завещание, по которому все его состояние шло на благотворительные цели. Самое крупное пожертвование 25 тыс. рублей и все, что останется после выполнения других обязательств, предназначалось женской гимназии.
В 1879 г душеприказчики перечислили на счет гимназии более 34 тысяч рублей, которые выделялись на строго оговоренные нужды: 5 тысяч на вознаграждение лучшему московскому архитектору за проект перестройки и расширение здания гимназии, 4 тысячи на приобретение пособий, в том числе копий «лучших картин всех времен и народов», 5 тысяч на правильно устроенную школьную мебель, проценты с 5 тысяч на именные стипендии двум учащимся.
«За продолжительную, неутомимую и честную службу на поприще общественной деятельности» получил высокое соизволение на постановку двух поясных портретов, которые были заказаны московскому живописцу В.Г.Петрову (находятся сегодня во владимирском художественном музее)».
Непосредственное управление гимназией вверялось ее начальнице, избранной попечительным советом и утвержденной в должности министром народного просвещения. Руководил учебной и воспитательной частью гимназии председатель педагогического совета. Членами педагогического совета были начальница гимназии, преподаватели и преподавательницы, за исключением преподавателей искусств. Первым председателем попечительного совета был А.А.Кривоносов, первой начальницей гимназии А. Н. Зернова, (1970-1873 г.) первой попечительницей Е. И. Струкова.
В гимназию принимали девочек всех сословий, по результатам экзаменов, в 1 класс принимали детей в возрасте от 9 до 12 лет. 22 октября 1871 в гимназии был открыт приготовительный класс, в который принимали без экзаменов.
В 1874 году состоялся первый выпуск. Из трех воспитанниц 7 класса две окончили курс с наградами 1 степени, т.е. с золотыми медалями. Боголюбова Анна с золотой медалью большого формата и Рябчикова Надежда с золотой медалью малого формата. Обе девушки продолжили учебу в открытом с этого года педагогическом классе. Успешно закончила курс обучения и Романовская Елизавета, но ее успехи в связи с продолжительной болезнью были более скромными и по желанию родителей она была оставлена для повторения курса. В 1873/1874 учебном году в гимназии было 195 учениц, 130 из которых были переведены в следующие классы. Начальницей гимназии была О.Н.Кокошкина (1873-1903 г.), преподавательский состав - 17 учителей и учительниц, З надзирательницы. Гимназия состояла из полных 7 классов и приготовительного.
Педагогический совет 16 августа 1873 г. постановил увеличить объем преподавания по главным предметам гимназического курса, за норму были приняты учебные планы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях министерства народного просвещения. По предложению попечительского совета было увеличено общее число уроков и введена латынь в 3-х старших классах, как необязательный предмет, с тем, чтобы «дать возможность окончившим курс воспитанницам с успехом заниматься приготовлением детей в низшие классы мужских гимназий».
Вопрос о расширении гимназии был поставлен на очередном губернском съезде в конце 1876 г., на собрании 11 января 1877 г. отложен до более благоприятных времен, вновь был поставлен в 1879 г. Основные причины неоднократных требований о расширении гимназии сводились к следующему: классы не проветривались при продолжительности уроков с 9 1/2 до 3 1/2 часов, ученицам некуда было выйти в перемену, прекращено преподавании музыки, нет комнатной гимнастики, приходилось отказывать желающим учиться в приеме. К значительным работам по расширению гимназии приступили в 1882 году. Было получено разрешение Министра народного просвещения закончить учебный год в 1882 г. 20 мая, в 1883 - 30 апреля, а начать учебу в эти годы с 1 сентября.10 (учебный год начинался с середины августа). Флигели были надстроены и соединены с главным зданием. С окончанием перестройки, по мнению администрации, «здание это вполне удовлетворяет всем требованиям учебного заведения и по удобству расположения комнат, и по количеству их, так как прибавлено помещение для трех параллельных классов, для физического кабинета, библиотеки и проч.» Остался доволен изменениями и посетивший гимназию с 29 по 31 марта 1883 г. окружной инспектор Московского учебного округа Я. И. Вайнберг. Деньги на перестройку были временно взяты губернским земством из капитала, оставленного П.И.Николаевым гимназии на другие расходы по гимназии и были выплачены, согласно пункту завещания,» 5 тысяч рублей одному из московских архитекторов за проект перестройки гимназии”. К этому времени в гимназии учились 273 ученицы, из них римско-католической веры - 2, лютеранской - 2, еврейского вероисповедания - 3. По сословиям: детей дворян и чиновников - 193, духовного звания -17, купеческого звания - 30, мещанского сословия -26, крестьянского сословия – 7.
Большие строительные работы были осуществлены в 1902 году отчетном году здание гимназии значительно расширено пристройкой, давшей гимназии на предстоящий учебный год (1902-1903) ряд новых просторных и светлых классных помещений и прекрасный актовый зал”. В 1906 г. вновь было разрешено расширить здание. В 1905-1906 учебном году в гимназии обучалось 777 учениц в 16 классах. Окончили гимназический курс 74 ученицы, 11 - с золотой, 6 - с серебряными медалями, 43 домашних учительниц, 15 домашних наставниц.
Виноградова Александра Дмитриевна – директор Вл. Земской женской гимназии с 4 февраля 1903 г. до октября 1906 г. (дочь коллежского асессора учительница 6-й Московской женской гимназии, преподавательница Мариинского женского училища в Москве на Софийской набережной). Начальница учительской семинарии г. Владимира с 1913 по 1915 гг.
|
СТРЕЛЬЦОВ Алексей Александрович
|
БЕЛЛЕВИЧ Степан Юлианович (1861-1914) - директор Владимирской мужской гимназии. Во Владимире жил с 1904 года. Преподавал русский язык и литературу, пользовался большим уважением.
Председатель педагогического совета в женской гимназии
1914 г. Председатель педагогического совета - действительный статский советник Александр Васильевич Лебедев.
В пансионе находилось 60 воспитанниц. С начала 1906 г. при гимназии функционировал родительский комитет, сформированный с разрешения министерства народного просвещения. Педагогический персонал - 40 человек: председатель педагогического совета, начальница гимназии, ее помощница, З законоучителя, 9 учителей и 15 учительниц наук и языков, З учителя и 2 учительницы искусств, 2 классные надзирательницы и З воспитательницы пансиона.
Преподаваемые в гимназии предметы по своему характеру делились на научные предметы и искусства. К первым принадлежали:
- закон Божий,
- история и теория русской словесности,
- гражданская история, география,
- математические науки (арифметика, алгебра, геометрия),
- физика,
- естествоведение,
- педагогика,
- гигиена,
- методика начального преподавания русского языка,
- арифметики,
- географии,
- языки: русский с церковно-славянским, французский, немецкий и латинский.
Ко вторым относились:
- чистописание,
- рисование,
- рукоделие,
- пение,
- музыка и танцы.
Перечисленные предметы делились на обязательные для учениц и необязательные, причем некоторые предметы могли быть обязательными в одних классах и необязательными в других.
В гимназии учились девушки разного вероисповедания, в 1906 г.:
- православного - 762
- римско-католического - 2
- лютеранского - 5
- иудейского - 8
Еще в 1898 г. по просьбе Московской Евангелистской консистории попечителем округа было разрешено преподавание в гимназии Закона Божия лютеранского вероисповедания для учениц, принадлежащих этой вере. (В 1898 г. в гимназии было 7 учениц евангелическо - лютеранского исповедания).
В 1906 г. учились гимназистки из семей:
- дворян и чиновников - 379
- духовного звания - 77
- городских сословий - 238
- крестьянского сословия - 83
Практически все ученицы обучались одному или нескольким необязательным предметам:
- рисованию- 40
- пению - 547
- музыке- 37
- гимнастике - 59
- танцам- 111
- французскому языку- 289
- немецкому языку - 175
- обоим новым языкам- 114
- латинскому языку- 130
- гигиене - 91
В пансионе при женской гимназии находилось 60 воспитанниц, все православного вероисповедания.
С 1906 году вышла в отставку начальница гимназии А.Д.Виноградова. С ноября 1906 г. до конца 1917 г. начальницей гимназии была А.В.Ромейкова. С её именем связаны большие перемены в стенах гимназии: она ввела форму для гимназисток, особые правила поведения.
|
Ромейкова Александра Васильевна с 01.08.1906 до 01.02.1912
Дочь коллежского советника (урожд. Романовская).
Звание домашней наставницы по русскому, французскому, немецкому, арифметике, истории, географии, физике, естествознанию.
С 1 августа по 1 дек. 1871 г. – надзирательница. Принята снова с 16 сент. 1889 г. надзирательницей Владимирской женской гимназии
Решение Попечительского Совета гимназии об избрании А.В. Ромейковой начальницей гимназии от 20 окт. 1906 г. С 31.08.1906 – утверждена.
Награждена:
Серебряная медаль для ношения на груди на ленте о. Александра Невского в память почившего в бозе Императора Александра Ш
Всемилостивейше награждена за отличную усердную службу и полезную деятельность Золотой наградной медалью на Анненской ленте(6 мая 1903 г.)
Расходы земства на гимназию постоянно росли, плата за обучение неизменно повышалась, но, не смотря на это, учеба в гимназии считалась престижной. Гимназия давала прочные знания, лучшие ученицы поступали и успешно учились в высших учебных заведениях. Малоимущие ученицы при наличии документа о бедности, дочери земских служащих, и дети преподавателей гимназии освобождались от платы. Большой поддержкой для учениц были стипендии земства и частных лиц.
В 1915 г. в гимназии было надзирателей – 5, законоучителей – 2, преподавателей – 18, таперша, врач, зубной врач. В пансионе – 2 воспитательницы, учительница гимнастики, кастелянша, врач и фельдшерица.
При гимназии была больница, баня, большой сад, цветник, пруд, на котором зимой гимназистки катались, для чего приобретались коньки и кресла для катания. Гимназистки посещали, вместе с надзирательницами, театр, вечера, концерты, для них организовывались экскурсии, в том числе на Нижегородскую ярмарку, пикники.
В конце 1917 года при гимназии была открыта образцовая школа для практических занятий учениц педагогического класса.
С 18 апреля 1918 г. все учебные заведения г. Владимира в учебном отношении перешли в ведение уездного комиссара по народному образованию. 30 декабря 1917 г. попечителем Московского учебного округа в гимназию была направлена начальница Кашинской женской гимназии В. С. Затворницкая, которая приступила к работе 1 (14) февраля 1918 г. 5 июня 1918 г. начальница гимназии получила документ с предложением губернского комиссара по народному просвещению о закрытии пансиона, 8 педагогического класса и образцовой школы при гимназии.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема
Доступная среда
Организация питания в образовательной организации
Международное сотрудничество
« Октябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Ноябрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Октябрь
- 2023 Ноябрь
- 2024 Январь
- 2024 Март
- 2024 Май
- 2024 Июнь
- 2024 Август
- 2024 Сентябрь